Подкасты для личного бренда
Публикация подкаста
В этом уроке поговорим о том, как опубликовать подкаст и сделать его доступным для прослушивания.

Вы узнаете, что такое RSS-feed и хостинги и как загрузить подкаст во все популярные подкаст-приложения. Также будем разбираться со статистикой: какая есть в подкастинге, где ее брать и как анализировать.
Что такое хостинг и зачем он нужен?
Хостинг — это платформа, на которой вы храните выпуски своего подкаста.
Упрощенно принцип работы подкастера с хостингом описывается так: вы загружаете новые выпуски на хостинг, а он «отправляет» их в основные подкаст-приложения самостоятельно.

Поэтому короткое объяснение назначения хостинга таково: вам — чтобы не загружать вручную свой подкаст во множество приложений, приложениям — чтобы не хранить файлы выпусков вашего подкаста на своих серверах.

Также у хостинга есть другая важная функция: он суммирует данные из подкаст-приложений и собирает статистику по подкасту в одном месте.
Большинство хостингов платные: хранение выпусков подкаста и сбор статистики будет стоить от $12 в месяц. Цена варьируется в зависимости от дополнительных возможностей, предоставляемых хостингом.

Для старта подкаста подойдет хостинг Anchor — он бесплатный.
RSS-feed. Как хостинг связан с подкаст-приложениями?
Подкаст появляется в подкаст-приложениях благодаря RSS-feed — специальной ссылке, которая содержит данные о содержимом файлов. В ней дается информация об аудиофайлах (выпусках подкаста), которые вы загрузили на хостинг.

К ссылке относится содержание окон «Название», «Описание» и других, которые нужно заполнить. К информации внутри RSS-feed также относятся технические данные об аудиофайле (формат, размер и т.д.), которые хостинг распознает и передает приложению самостоятельно.
Если вы что-то меняете в профиле подкаста (например, даете новое описание), RSS-feed остается тем же, но информация внутри обновляется в соответствии с внесенными изменениями.

RSS-feed подкаста создается один раз.
Ссылку самостоятельно генерирует хостинг, и для каждого подкаста RSS-feed уникален. Как только хостинг сгенерировал вашему подкасту RSS-feed, его можно копировать и отправлять в основные подкаст-приложения через специальную форму: приложения одобрят подкаст и добавят его в свою библиотеку.
После этого пользователи приложения смогут находить и слушать ваш подкаст.
Как создать профиль подкаста? Регистрация на хостинге
Прежде чем загружать выпуски подкаста на хостинг, нужно создать профиль подкаста. На разных хостингах порядок действий незначительно различается, и сценарий регистрации подкаста выглядит так:
  1. Создать новый аккаунт на хостинге, ввести адрес электронной почты и придумать пароль.
  2. Загрузить трейлер или первый эпизод подкаста.
  3. Заполнить поля «Название эпизода» и «Описание эпизода».
  4. Проставить номер сезона и эпизода.
  5. Поставить значок «explicit», если в эпизоде есть ненормативный контент (упоминаются секс, наркотики, звучит мат)
  6. Заполнить поля «Название подкаста» и «Описание подкаста»
  7. Выбрать язык подкаста и категорию, к которой он относится
  8. Загрузить обложку 3000 ×3000 пикселей
  9. Скопировать созданный хостингом RSS-feed и вставить в форму подачи в каждом из подкаст-приложений. В часть приложений хостинг может отправить RSS-feed автоматически, но загрузить вручную быстрее
После того как приложение одобрило подкаст, с RSS-feed больше не нужно ничего делать.

Каждый раз, когда вы загружаете новый аудиофайл на хостинг и заполняете информацию о выпуске, ссылка обновляется автоматически и приложения «понимают», что у вашего подкаста вышел новый эпизод.
Где появится подкаст?
Подкаст-приложения и платформы
Подкасты можно слушать разными способами: через умную колонку, в автомобиле, со встроенного в десктоп-версию сайта плеера.

Тем не менее основным способом выступают подкаст-приложения, которые устанавливаются на смартфон. Среди множества существующих подкаст-приложений ваш подкаст обязательно появится в следующих:

  • Apple Podcasts
  • Google Podcasts
  • Яндекс.Музыка
  • Castbox
  • Overcast
  • Spotify

Как только хостинг сгенерировал вашему подкасту уникальный RSS-feed, вы подаете заявку на размещение подкаста в каждое из основных подкаст-приложений вручную (через специальную форму): так подкаст появится в приложениях быстрее, чем в случае автоматической подачи заявки хостингом.
Спойлер
Одобрение подкаста занимает у подкаст-приложений до 14 дней. Это не имеет отношения к качеству контента: подкаст обязательно одобрят, если при регистрации вы заполнили все обязательные поля: обложку, описание, название и т.д.
При желании можно загрузить подкаст на большие известные платформы, позволяющие размещать выпуски подкаста и при этом не являющиеся подкаст-приложениями.

Загрузка выпусков подкаста на эти платформы потребует дополнительных действий, а статистика не будет учитываться хостингом. К таким платформам относятся:
  • SoundCloud
  • YouTube
  • ВКонтакте
В Apple Podcasts новый выпуск сразу доступен тем, кто подписан на подкаст (происходит обновление медиатеки, выпуск загружается на устройство автоматически), и только через три-четыре часа становится доступен в общей библиотеке Apple Podcasts и виден по запросу в поисковой строке приложения.

Если вы хотите, чтобы новый выпуск выходил утром и был доступен сразу всем (а не только подписчикам подкаста), выкладывайте его на хостинг с вечера и ставьте отложенную публикацию на 3:00–4:00: так выпуск за ночь успеет «доехать» до всех приложений.
Что считают хостинги? Статистика
Каждый хостинг предоставляет свой набор статистических данных, но усредненный список будет включать в себя:

  • Количество скачиваний эпизода
  • Географию прослушиваний: страна + город
  • Приложение, в котором воспроизвели подкаст: Apple Podcasts, Spotify, Castbox, другое
  • Устройство, с которого воспроизвели подкаст: iPhone, Android, другое
  • Episode performance: как меняется количество скачиваний эпизода за выбранный отрезок времени

Определить аудиторию подкаста (то есть посчитать, сколько человек его слушают) довольно сложно технически: из данных, которые предоставляют подкаст-приложения, получится вывести лишь приблизительную цифру.
Основной показатель, по которому принято измерять популярность подкаста, — количество скачиваний выпуска.

Этот показатель самый объективный из существующих в подкастинге, но все равно имеет погрешность: когда человек подписывается на подкаст, устройство может загружать выпуск автоматически. Такое скачивание не равнозначно прослушиванию, ведь пользователь может так и не открыть выпуск.

Некоторые хостинги вместо количества скачиваний предоставляют данные по количеству прослушиваний эпизода. В этом случае прослушивание приравнивается к воспроизведению выпуска.

Этот показатель также не дает точного размера аудитории, так как один слушатель, который воспроизвел выпуск несколько раз, будет считаться за несколько человек.

Хотя статистика не позволит вывести точное число слушателей, вы можете составить примерное предтавление об аудитории подкаста (и динамике ее роста) на основании этих данных.
Относительно достоверный показатель качества подкаста — процент дослушиваемости. Он указывает на тот момент выпуска, где слушатель остановился и выключил подкаст.

Хороший процент дослушиваемости — от 80%.
Если выпуск вашего подкаста набирает меньше 70%, значит, слушателям сложно удержать свое внимание.

Это свидетельствует о проблемах с контентом, звуком или монтажом, и над подкастом стоит еще поработать.
Как анализировать статистику?
Если статистика подкаста нужна вам для отчета, ориентироваться можно на следующие рубежи:
  • количество скачиваний в день после выхода эпизода
  • итоги каждой недели на протяжении месяца
  • сумма скачиваний за месяц
К последнему показателю нужно не забыть добавить данные с других подкаст-платформ, присылающих отчеты отдельно.

В итоге у вас должна получиться сводная цифра за месяц, в которой также будет видно, как востребованность эпизода менялась на протяжении четырех недель.

Существуют отдельные сервисы по сбору статистики подкаста, которые позволяют собирать более детализированную (по сравнению со статистикой хостингов) информацию.
Как составить портрет аудитории подкаста?
Обратная связь
По причинам конфиденциальности ни один хостинг не предоставит вам данные о материальном достатке, месте работы, увлечениях и проблемах вашей аудитории. Однако слушатели охотно расскажут об этом вам лично, если вы их спросите.

Поэтому для составления живого и детального портрета своей аудитории стоит переманивать слушателей в социальные сети и проводить опросы там. Задавать вопросы и общаться с аудиторией помогут:

  1. Окошки с вопросами в Instagram-сторис
  2. Опросы-голосования в Instagram и Telegram
  3. Посты-знакомства в любой социальной сети
  4. Google-формы с вопросами (делайте акцент на те вопросы, где ответ выбирается как один из нескольких. Чем меньше нужно писать, тем больше шанс, что слушатели ответят: им будет не лень)
  5. Бот в Telegram
  6. Личные сообщения (когда вам можно написать и поделиться впечатлениями о подкасте)
  7. Закрытые чаты слушателей подкаста
  8. Комьюнити на Patreon
Главная мысль этой главы:
чтобы подкаст стал доступен слушателям, нужно зарегистрировать его на хостинге и отправить созданную хостингом уникальную RSS-feed ссылку через форму «submit podcast» во все основные подкаст-приложения и дождаться одобрения.

После этого можно выкладывать эпизоды и совершать одни и те же действия.
Поверьте, у вас это будет на автомате уже к пятому выпуску подкаста.
Как опубликовать подкаст?
Чек-лист
1
Записать трейлер
2
Выбрать хостинг
3
Создать профиль подкаста на хостинге, загрузить трейлер
4
Загрузить созданный хостингом RSS-feed в основные подкаст-приложения
5
Дождаться одобрения от подкаст-приложений
6
Загрузить первый эпизод подкаста на хостинг, эпизод появится в приложениях автоматически
Предыдущий урок
Монтаж и продакшн