Как рассказывать интересные истории в аудио?
Навыки и приемы
Интересная история в аудио — это когда люди слушают до конца и ждут продолжения. Сделать подкаст именно таким вполне реально. Даже если мы уберем такие субъективные категории, как наличие или отсутствие художественного вкуса, остаются надежные способы сделать повествование увлекательным:
1. Научитесь отрезать все лишнее и оставлять только то, что двигает повествование вперед.
Оставляйте факты, выступающие фундаментом истории, и эмоции, которые работают как клей, удерживают внимание и не дают слушателям уставать.
Этот навык приходит вместе с практикой, и его надо тренировать. Попросите друга рассказать вам историю на три минуты (например, записать голосовое сообщение). Сделайте из трех минут одну так, чтобы история не потеряла смысла и логических связей, а слушатели поняли, что, где и с кем произошло. Отправьте другому другу отредактированный вариант и попросите его рассказать, как он понял эту историю.
Если вам озвучивают именно то, что вы хотели услышать, это успех.
Когда вы проделаете это упражнение 30 раз, у вас появится понимание, что в историях важно, а что можно вырезать.
2. Не рассказывайте. Показывайте.
Например, не стоит проговаривать вслух, что герой вспыльчивый, если можно показать ситуацию, в которой он ведет себя агрессивно из-за пустяка.
3. Называйте героев голосом.
Для слушателей голоса разных людей звучат одинаково. Даже если слушатели отличают друг от друга два голоса, чаще всего им трудно запомнить, какой из голосов принадлежит какому персонажу. Если в вашей истории много героев, не забывайте маркировать, кто сейчас говорит.
4. Если вы решили делать фикшн-подкаст и рассказывать выдуманную историю, заранее оцените свои ресурсы.
Прикиньте, сколько голосов должно звучать в подкасте, и сделайте реалити-чек по количеству знакомых, готовых участвовать в записи. Подумайте, какими композиционными приемами вы воспользуетесь и какое будет музыкальное оформление. Если ресурсов у вас объективно не хватает, то идею с фикшн-подкастом стоит отложить до лучших времен.
5. Дайте слушателям возможность отвлечься.
Монологи, особенно длинные, очень тяжело слушать. Когда нет перебивок, музыки, саунд-дизайна и структуры выпуска, даже самые мотивированные слушатели теряют способность концентрироваться на истории.