Подкасты для личного бренда
Запись подкаста
В этом уроке мы поговорим о том, на что записывать подкаст. В модуле будут перечислены оборудование и аксессуары, которые используются при создании подкаста, и секреты как не потеряться во всем этом многообразии.

Будем разбираться, как при любом бюджете получить хороший звук, не потратить лишних денег и собрать такой комплект оборудования, который лучше всего подойдет для ваших целей и возможностей.

После мы начнем учиться записывать подкасты. Узнаем, как записать трейлер и пилот — тизер и первый полноценный эпизод подкаста, в которых будут собраны все ваши наработки из предыдущих глав.

Разберемся, как записывать звук лично и удаленно, в каком месте должна проходить запись подкаста и как получить качественный исходник записи, с которым будет легко работать.
В конце вы найдете чек-листы с важными пунктами, которые нужно проконтролировать до, во время и после записи подкаста.
Какое оборудование есть в подкастинге?
Оборудование для подкастинга — это все те устройства, которые используются во время записи, то есть микрофон, компьютер, аудиокарта, рекордер, наушники и предусилители. Чтобы записывать подкаст, не обязательно наличие всех позиций из списка, хотя и необходимо собрать минимальную комбинацию.

Далее разберёмся, что представляет каждый элемент подкастного оборудования и как все перечисленное сочетается между собой.
Микрофон
Для начинающих подкастеров самой важной характеристикой микрофона будет принцип, по которому он записывает звук.

По этому критерию микрофоны делятся на два типа:
Конденсаторные микрофоны
Такие микрофоны обычно используются в студиях звукозаписи, оборудованных звукоизоляционными поверхностями.

Конденсаторные микрофоны собирают все звуки в помещении. Это значит, что вне студии на запись попадет малейший шум: гудение холодильника и кондиционера, шум проезжающих за окном машин, иногда и звуки из соседней комнаты.

Плюсы конденсаторного микрофона
  • шикарно передает голос, именно так можно добиться «студийного звучания»
  • микрофон делает голос красивее, чем он звучит в реальной жизни

Минусы конденсаторного микрофона
  • хорошие конденсаторные микрофоны стоят дорого и требуют отдельной подставки с амортизатором («паук»), чтобы вибрация от подставки или стола не попадала в запись.
  • в комнате без звукоизоляции придется создавать условия для качественной записи: разложить ковры и подушки, повесить на окна плотные занавески
  • из-за высокой чувствительности конденсаторных микрофонов не рекомендуется громко говорить и особенно кричать
  • они требовательны к условиям хранения и транспортировки: их легко повредить при падении, да и в целом с ними надо обращаться крайне аккуратно
  • большинство конденсаторных микрофонов работают корректно только при подключении к аудиокарте. Аудиокарта выполняет роль источника питания
Динамические микрофоны

Такие микрофоны менее чувствительны, чем конденсаторные.

Это не значит, что они хуже; скорее всего, рядовой слушатель не услышит разницы между звучанием голоса через динамический и конденсаторный микрофоны, если для записи были созданы требуемые условия.


Плюсы динамического микрофона

  • меньше ловит шумы окружающего мира
  • в динамический микрофон можно говорить громче и даже кричать
  • такой микрофон надежный, неприхотливый и не требует такого бережного отношения, как конденсаторный
  • если вы планируете оживленный разговор с сильными эмоциями, динамический микрофон — ваш вариант

Минусы динамического микрофона

  • этот микрофон менее чувствительный, чем конденсаторный
  • голос, записанный на динамический микрофон, звучит более «плоско», но разницу услышит только хорошо подготовленный человек (монтажер или специалист, работающий с аудио)
  • уровень шума, который в фоновом режиме динамический микрофон издает сам по себе, будет выше. На записи этот шум звучит как равномерное шипение, однако его можно сделать тише на монтаже, воспользовавшись инструментом «шумоподавление» (noise reduction)
  • чем дешевле динамический микрофон, тем сильнее его собственный шум. Убрать шум бюджетного динамического микрофона, не испортив при этом звучание голоса и общее качество записи, сложнее, чем шум более дорогого микрофона
Как выбрать подходящий микрофон?
Обстоятельства записи
Микрофон надо выбирать с поправкой на ваш образ жизни и обстоятельства, в которых вы собираетесь записывать подкаст.

Если вы много путешествуете и будете записывать в непредсказуемой обстановке, скорее всего, вам будет удобнее с неприхотливым микрофоном. Если у вас есть возможность оборудовать отдельную комнату под студию и всегда записывать подкаст там, в покупке дорогого профессионального микрофона появляется больше смысла.
Скорее всего, когда вы рисуете в голове картину своей головокружительной карьеры подкастера, вы представляете себя напротив круглого или вытянутого модного микрофона, который висит на специальном креплении.

Как человек, ориентированный на визуальное восприятие, я понимаю ваше желание быть «подкастером с картинки» и купить именно такой микрофон. Но на самом деле менее модные микрофоны формы «как для караоке» гораздо удобнее в использовании.

Чтобы модному «подкастерскому» микрофону записать хороший звук (иными словами, чтобы звук, записанный на этот микрофон, звучал не хуже, чем на телефоне с носком), нужны специальные условия: студия со звукопоглощающими поверхностями и поверхностью, на которой можно установить крепление для микрофона.

Для крепления не всегда нужен стол, достаточно и напольной стойки для микрофона. Главное, чтобы на конце был амортизирующий держатель, который называется «паук». Он нужен, чтобы микрофон висел, а не опирался на подставку. Иначе модный «подкастерский» микрофон «услышит» даже вибрации стола.
От микрофона
сильно зависит
формат будущей записи
Если у вас нет постоянного места, где вы будете записывать подкаст, вам придется возить крепление для микрофона с собой. Это как минимум неудобно (потому что он занимает много места, а вам еще и ноутбук с собой брать), как максимум ставит под угрозу качество звука.

Если в новом месте, где вы записываете подкаст, нет подходящих для вашего микрофона условий, запись, скорее всего, получится бракованной: например, микрофон будет собирать вибрацию с поверхности или шум от перекладывания его из руки в руку.
Выбирайте конденсаторный микрофон, если в вашем распоряжении есть тихое, звукоизолированное помещение.
При других условиях купите динамический микрофон.
Аудиокарта / звуковая карта
Аудиокарта — это такая коробочка, которая не записывает звук, а обрабатывает его и передает программе на компьютере. Иногда аудиокарту называют внешней звуковой картой.

Слово «внешняя» связано с принципом действия аудиокарты: если подключить ее через USB-порт к компьютеру, все звуки будут записываться через нее. Через аудиокарту пойдет запись звука из микрофона, и через нее же будут воспроизводиться звуки с компьютера.

Это значит, что при записи подкаста все звуковое оборудование — и микрофон, и наушники — нужно подключать к аудиокарте.
Самый популярный в мире бренд аудиокарт — Focusrite Scarlett. У этих карт есть версии с разным количеством входов.
Аудиокарта — серьезное вложение денег, поэтому стоит подходить к покупке дальновидно.

Даже если вы не планируете записывать интервью с гостями лично, лучше сразу купить аудиокарту с двумя и более входами для микрофонов. Приобретая карту с единственным разъемом для микрофона, вы ограничиваете себя: если формат подкаста изменится и вам потребуется записывать интервью лично, придется покупать новую аудиокарту с большим количеством входов.
Внешняя звуковая карта позволяет избежать дополнительных трат, если вы захотите апгрейдить свой набор оборудования.

Допустим, вы захотели купить микрофон покруче — и вам будет достаточно нового XLR-микрофона.

Его можно использовать с той же аудиокартой, а старый микрофон останется запасным. Если вдруг вам понадобится записать гостя лично, вы можете подключить оба микрофона к одной аудиокарте. Если вас перестал устраивать старый USB-микрофон, его придется менять на новый.
Рекордер
Рекордер — это портативное устройство для записи звука. Отличие от обычного микрофона заключается в том, что звук записывается на SD-карту внутри рекордера. Чтобы сохранить запись с обычного микрофона, его нужно подключить к компьютеру. Рекордер никуда подключать не надо, он сохраняет запись сам.
Какое оборудование выбрать?
Варианты
Если вы только начинаете заниматься подкастингом, верным решением будет начать записывать на телефон с носком.


Это позволит вам не прокрастинировать и не заглохнуть на стадии «мне нужен микрофон, но его еще выбрать надо». Если деньги все-таки хочется потратить, я бы рекомендовал повременить с покупкой дорогого оборудования. Через некоторое время, когда вы научитесь не только распознавать «хороший» и «плохой» звук, но и формулировать, почему он такой, будет смысл переходить на уровень выше и инвестировать в профессиональное оборудование.

Если перед тем, как потратить деньги на оборудование, вы решили с кем-то посоветоваться, не просите просто «порекомендовать вам микрофон». Обязательно расскажите об условиях, в которых вы будете записывать, и доступном бюджете. В таком случае вам дадут релевантные рекомендации.


Ниже перечислены несколько вариантов оборудования на любой бюджет
вариант 1
Смартфон + носок — бесплатно
Допустим, вы уже определились с идеей и форматом подкаста. Приходит время записывать пилот или трейлер.
Но есть проблема: либо у вас нет денег или их совсем мало, либо деньги есть, но вы пока не готовы тратить их на микрофон.

В этом случае вступает в игру любимый набор оборудования: смартфон + носок. Далее будем называть смартфон телефоном.


Как записывать свой голос на телефон с носком?

Возьмите смартфон и носок. Наденьте носок на микрофон вашего телефона, то есть на ту часть, куда вы обычно говорите.
Носок здесь выступает в роли поп-фильтра — барьера, который отсекает резкие звуки (ппп, ссс) и не дает вам плеваться в микрофон.
Если вы не используете поп-фильтр при записи, на аудиодорожке появляются звуки, которые потом очень сложно убрать.
Откройте в телефоне приложение «Диктофон», включите запись и говорите, держа телефон близко ко рту — так же, как держали бы любой другой микрофон.

Конечно, для аудиозаписи телефон не так хорош, как микрофон, и на профессиональное качество рассчитывать не стоит. Однако это отличный вариант, если вы хотите записать пробные выпуски и проверить, нравится ли вам заниматься подкастингом.
вариант 2
Петличка — до 1500 рублей
Петличка — это маленький микрофон на прищепке, который крепится на одежду. Вы наверняка видели микрофоны-прищепки по телевизору: например, их часто выдают приглашенным гостям разговорной передачи, чтобы те выглядели солидно, а большой микрофон напротив гостя не портил кадр.
Самая популярная модель петлички называется Boya BY-M1 и стоит около 1500 рублей, но вы без проблем найдете аналоги дешевле.


Как записывать на петличку?

Петличку нужно прикрепить так, чтобы она оказалась возле лица вашего гостя. Для этого хорошо подходит воротник одежды.
Петличка должна хорошо держаться и не тереться об одежду гостя. Перед записью надо попросить гостя убрать все, что может попасть на петличку сверху: снять шарф или длинные сережки, собрать волосы в хвост.
Петличку нельзя держать в руках во время записи, иначе вибрации от рук будут передаваться на микрофон, и этот звук на записи получится громче, чем голос говорящего.
вариант 3
USB-микрофон + ноутбук — до 10 000 рублей
Как только вы сформулировали для себя, что вам нравится делать подкаст и вы хотите выйти на серьезный уровень, можно инвестировать деньги в микрофон.

Схема «микрофон + ноутбук» позволит вам добиться качественного звука, даже если вы записываете не в студии.
Правда, сначала нужно подобрать микрофон под окружающие вас обстоятельства, научиться настраивать его и говорить на нужном расстоянии.


Как записывать на микрофон с ноутбуком удаленно?

Если вы записываете подкаст удаленно или делаете соло-подкаст, достаточно подключить микрофон к ноутбуку с помощью USB-кабеля. Далее в настройках ноутбука следует выбрать, куда будет идти входной поток звука (должен идти в микрофон), и настроить чувствительность микрофона: звук должен находиться между отметками –12 и –6 децибел.
вариант 4
Аудиокарта / рекордер + XLR-микрофон — неограниченный бюджет
Выбирайте звуковую карту или рекордер в зависимости от своего бюджета и количества гостей, которые будут находиться с вами в одном помещении при записи подкаста. Сколько гостей — столько и входов для микрофона должно быть в аудиокарте или рекордере.

По сути, такой вариант оборудования — это расширенная версия предыдущего. Отличие заключается в том, что ваш набор оборудования будет больше и дороже.


Как записывать на микрофон с ноутбуком удаленно?

Стандартная схема для записи нескольких человек: вы покупаете звуковую карту или рекордер с XLR-входами, XLR-микрофоны и кабели к ним, соединяете их и становитесь самым модным подкастером.

Если у вас есть аудиокарта, подключаете ее к ноутбуку и к ней же подключаете нужное количество XLR-микрофонов. Звук пишется в ноутбук.
Если вы приобрели рекордер, подключите к нему нужное количество XLR-микрофонов, сделайте запись и перенесите дорожки из памяти рекордера на ноутбук.
Что еще понадобится для записи подкаста?
Аксессуары
Поп-фильтр / ветрозащита
Поп-фильтр или ветрозащита — это специальные экраны или насадки, которые поглощают лишние звуки. В основном они нужны, чтобы отсекать взрывные согласные «п», «б» и защищать микрофон от слюней, которые неизбежно будут лететь изо рта при разговоре.

Внешний поп-фильтр представляет собой круглый ободок, обтянутый тканью, и ставится между микрофоном и ртом. Если натянуть капроновый чулок на пяльца для вышивания, получится похожая конструкция.
Поп-фильтр в виде насадки — это такая «шапочка», которая надевается на микрофон формой «как для караоке» сверху. Вы видели эти шапочки по телевизору: репортеры используют яркие поп-фильтры с логотипом телеканала.

Цена на поп-фильтр формата «шапочка» начинается от 50 рублей, внешний будет стоить дороже.
Стойка для микрофона / пантограф
Пантограф или стойка — это специальные крепления, которые позволяют не держать микрофон руками.

Любой микрофон нужно располагать близко ко рту, на расстоянии кулака, — так он собирает меньше лишних шумов, а голос на записи звучит чисто и глубоко. Если микрофон выглядит как вокальный («как для караоке»), его можно держать в руке и говорить прямо в него.

Конденсаторные микрофоны в руке держать нельзя. Для них есть специальные стойки, которые крепятся на стол или ставятся на пол. С помощью стоек можно регулировать положение микрофона и его расстояние до рта. Пантограф (и тем более стойку) неудобно возить с собой, поэтому о покупке стоит задуматься только тогда, когда у вас есть постоянное помещение для записи.

В комплекте с микрофонами иногда идут триподы — невысокие стойки, которые нужно ставить на стол. Чаще всего они неудобны для записи подкаста: если вы расположили микрофон на триподе (а трипод — на столе), вы будете сидеть слишком далеко. Чтобы говорить на нужном расстоянии от микрофона, вам придется к нему наклоняться.
Наушники
Наушники вам понадобятся в трех случаях:

Если вы записываете подкаст удаленно
Созваниваетесь с гостем через Skype или аналогичную программу и вам нужно, чтобы вашего голоса не было слышно на дорожке собеседника. В этом случае подойдут любые наушники.

Если вы монтируете подкаст самостоятельно
Сводите дорожки, убираете шумы, подкладываете джингл под текст и добавляете звуковые эффекты. В этом случае лучше выбирать качественные полноразмерные наушники.
Они достоверно воспроизводят весь спектр частот воспринимаемого звука, в то время как AirPods и недорогие наушники-капельки не позволяют слышать звуковых нюансов.

Если вы хотите прямо во время записи подкаста контролировать звук
Хорошо ли слышны голоса, нет ли лишних шумов. Подобный мониторинг можно проводить в любых наушниках, если предварительно вы убедились, что качество записанного звука вас устраивает.
Если вы еще не научились определять плохой звук по картинке в программе, попытки его контролировать будут вас отвлекать независимо от типа наушников.
Задание
Ответьте на вопросы

Нужно ли вам тратить деньги на оборудование сейчас?

Где вы будете записывать подкаст?

Будете ли вы записывать подкаст в поездках?

Сколько человек будет записываться одновременно?

Вам точно нужен такой дорогой микрофон?

Каким оборудованием его можно дополнить в будущем?

Как можно апгрейдить ваш комплект оборудования?
Учимся писать звук: трейлер
Трейлер — это аудио длиной 1–1,5 минуты, где вы рассказываете, кто вы и о чем ваш подкаст.

Трейлер позволяет слушателям составить впечатление о подкасте, не потратив много времени. Одной минуты достаточно, чтобы понять, интересна ли тема, нравится ли голос ведущего и устраивает ли качество звука.
Также трейлер нужен, чтобы подать заявку на публикацию в подкаст-платформах. Так вы сможете опубликовать первый полноценный эпизод своего подкаста, как только он будет готов, а не ждать одобрения площадок.

В подкаст-приложении трейлер помечается специальным значком и находится выше основных эпизодов. Подробнее о том, как опубликовать подкаст и получить одобрение в приложении, разбираемся в 7 уроке «Публикация подкаста».
Что должно быть в трейлере?
Как называется подкаст и как зовут ведущих

Название стоит произносить в начале каждого выпуска, и трейлер не исключение. Произнося название вслух, вы помогаете слушателям запомнить подкаст. Если это не намеренно анонимный подкаст, будет странно не назвать своего имени.
Даже если вы не медийная личность, все равно представьтесь: чтобы слушатели могли рекомендовать ваш подкаст и писать о нем, им понадобится ваше имя.


Почему вы делаете этот подкаст

В трейлере вам нужно объяснить потенциальным слушателям, зачем им уделять вам свое время. Прослушивая трейлер, человек должен понять, кто вы такой, о чем и для кого делаете подкаст. Совсем не обязательно быть экспертом по теме подкаста.
Гораздо важнее объяснить, почему вы высказываетесь на эту тему и в чем для вас важность этого разговора.


Что будет в подкасте

Трейлер — это первая возможность поиграть с монтажом, поэкспериментировать с фрагментами и их расположением. Если у вас уже есть записанный контент, в трейлер можно добавить кусочки будущих эпизодов, голоса соведущих или гостей (с условием, что вы укладываетесь в полторы минуты).


Когда выйдет первый эпизод

Если вы уверены, что выпустите подкаст в определенный день, в трейлере можно анонсировать дату выхода подкаста. В этом случае трейлер следует выкладывать за две недели до предполагаемой даты выпуска, чтобы подкаст успел получить одобрение на всех подкаст-платформах.


Где вас найти в интернете

Подкаст-приложения ограничивают обратную связь, и общаться с аудиторией там неудобно. Поэтому в трейлере стоит оставить контакты, ссылки на соцсети, как личные, так и подкаста, чтобы вашей аудитории было легче вам написать и получить ответ.
Как делать трейлер?
Сценарий и текст
Начинать делать трейлер лучше с написания сценария: сначала определить смысловые блоки, а потом прописать текстовое наполнение для каждого.

Основная задача трейлера — рассказать о подкасте потенциальным слушателям, поэтому в составлении текста трейлера вам поможет описание подкаста.

Запишите трейлер по тексту, который вы написали.
Если часть контента для подкаста у вас уже есть, попробуйте дополнить текст трейлера фрагментами будущих эпизодов, — так вы завуалированно рассказываете слушателям, что их ждет в подкасте.
Далее выберите музыку, звуки и соберите воедино все кусочки своего трейлера в программе для монтажа.
Как записать первый выпуск подкаста?
Пилот
Пилот — это первый полноценный выпуск вашего подкаста.
Универсальных рекомендаций по подготовке к записи пилотного выпуска нет, ведь его содержание очень зависит от темы и формата подкаста, о которых знаете только вы.

Чтобы записать пилотный выпуск, вы должны понимать тему своего подкаста, а также представлять его формат и звучание. Это не значит, что определиться нужно раз и навсегда, — никто не запрещает вам экспериментировать.

Пилот соло-подкаста можно записывать, как только вы определились с форматом и подготовили содержание выпуска. Если вы делаете подкаст-интервью, для записи пилотного выпуска у вас должна быть договоренность с гостем. Подготовка зависит от формата подкаста, но основная схема остается релевантной для подкастов всех типов: понять, что и как вы будете говорить, и приступать к записи.
После записи пилота вам сразу станут понятны многие процессы, которые до этого вызывали страх и останавливали от записи подкаста. Достаточно один раз сделать их «руками» (например, настроить оборудование или записать интервью), и они перестанут казаться вам такими сложными, как раньше.
Поэтому ключевое правило в записи пилотного выпуска — просто его записать.

Эта задача включает в себя конкретные шаги: найти подходящее место, подготовиться, записать выпуск и получить дорожки, которые дальше можно монтировать.
Где записывать подкаст?
Требования к месту
Самый чистый звук получается при записи в звукоизолированной студии.

Если у вас нет возможности записывать подкаст в студии (это ок!), выбирайте комнату, максимально похожую на нору. Место должно быть как можно меньше и со звукопоглощающими материалами: тяжелые шторы, бабушкин ковер на стене — это именно то, что вам нужно.

Избегайте лофтов, переговорных-аквариумов и других помещений с большими окнами и высокими потолками. Стеклянные поверхности и большие пространства провоцируют возникновение эха, от которого почти невозможно избавиться на монтаже.
Что делать перед записью?
Проверка оборудования
  1. Если вы пользуетесь микрофоном, компьютером, аудиокартой и кабелями, то должны знать, как каждый из них работает и как они сочетаются между собой. Потренируйтесь подключать и настраивать весь свой комплект до записи, в спокойной обстановке.
  2. Даже визуально похожее оборудование настраивается по-разному: если раньше вы пользовались одним, а новый комплект вроде бы похож, то различия все равно есть: проверьте заранее дома, как все работает. У вас будет время погуглить и разобраться, посмотрев, например, уроки на YouTube.
  3. Перед записью выделяйте минимум 15 минут на настройку оборудования. Поначалу (пока вы не до конца понимаете, как его точно настраивать) лучше отводить не меньше 20 минут.
  4. Чтобы проверить оборудование, сделайте тестовую запись и послушайте ее в наушниках. Тестовая запись — это проверка оборудования в том формате, в котором оно будет работать на записи вашего подкаста. Например, если вы записываете интервью вчетвером, нужно проверить все четыре микрофона.
Как подготовиться к записи?
Рекомендации
  1. Не пейте алкоголь за день до записи и крепкий кофе день в день. Выпитый накануне алкоголь может сделать вас немного заторможенным и вялым: в таком состоянии увеличивается шанс пропустить (или не среагировать вовремя на) акцент или момент в разго«воре, который раскрыл бы вашего собеседника и сделал бы интервью более интересным. Слишком крепкий кофе может сделать дыхание сбивчивым и вызвать жажду, — это все очень некстати во время разговора.
  2. Долго разговаривать сложно, поэтому во время записи всегда держите под рукой воду. Прерываться, чтобы отойти за водой, будет неудобно и не очень вежливо по отношению к гостю. Если вы записываете лично, приготовьте воду для всех участников.
  3. Не ешьте перед записью хрустящую еду типа чипсов, сухариков и печенья. От нее может запершить в горле в самый неподходящий момент, и тогда придется переговаривать часть высказывания или перезаписывать испорченную часть.
  4. Разомнитесь, сделайте дыхательные и речевые упражнения. Это поможет вам говорить понятнее, ведь четкость речи зависит от того, насколько вы тщательно артикулируете звуки. Перед записью выделите пару минут на разминку для речевого аппарата.
Что делать во время записи?
Контроль качества записи
  1. Следите за тем, чтобы во время разговора расстояние ото рта до микрофона оставалось приблизительно одинаковым. Гостя (особенно при записи удаленно) контролировать сложнее, и все же время от времени смотрите за тем, чтобы ваш собеседник не отворачивался от микрофона и не говорил в сторону. Если гость использует петличный микрофон, при движении могут быть шорохи об одежду: попросите гостя показать вам, что петличка держится крепко.
  2. Заранее предупредите гостей, что вы будете поправлять их во время записи, если возникнут посторонние шумы. Иногда это делать неловко, особенно когда человек рассказывает грустную историю. В таком случае дождитесь первой смысловой паузы и попросите рассказать испорченный посторонним звуком фрагмент заново. Не бойтесь просить «переговорить» какой-то фрагмент, иначе вы не сможете включить его в запись и будет очень обидно.
  3. Не игнорируйте лишние звуки, которые вы слышите со стороны собеседника при записи подкаста удаленно. То, что вы слышите во время разговора, запишется на дорожку. Например, если вы слышите скрип стула гостя, его будет слышно и в записи. Если человек трет микрофон об одежду, шуршит, теребит сережки, стучит по столу и издает другие «плохие» звуки, мягко поправьте его и попросите так не делать.
  4. «К «убийцам звука» в подкастах относятся шуршание микрофоном, гул кондиционера, звуки уведомлений в социальных сетях, звонки, а также аксессуары, которые гость может нервно теребить во время записи: металлические браслеты, постукивающие кольца и массивные сережки, задевающие провод наушников.
Что делать после записи? Порядок в исходниках
  1. Как только запись закончилась, сохраните аудиодорожки и проверьте их сохранность.
  2. Если вы записывали выпуск удаленно, попросите своего гостя отправить вам записанную аудиодорожку сразу после записи. Обязательно проверьте, что дорожки — ваша и гостя — воспроизводятся после сохранения.
  3. После этого сразу загрузите их в облачное хранилище, чтобы у вас был резервный доступ к исходникам, если с файлом на компьютере что-то случится.
Как записать подкаст?
Общий чек-лист
Место
1
Маленькое и с хорошей звукоизоляцией
2
Окна закрыты, кондиционер выключен
3
Рядом нет маленьких детей и животных
Оборудование
1
Телефон и компьютер заряжены, зарядка находится рядом
2
Вы умеете пользоваться программой для записи и знаете, как работает ваш комплект оборудования
3
Все телефоны (ваш и гостя) на авиарежиме, вкладки на компьютере закрыты
4
Вы и гость используете смартфоны для бэкап-записи
5
На телефоне достаточно места в памяти, чтобы записать длинный файл
6
Вы подключили нужный микрофон, и звук пишется в него
Запись
1
Делаем тестовую запись на месте
2
Начинаем запись. Проверяем, что запись и на основное, и на дополнительное устройство пошла
3
Записываем 15 секунд тишины
4
Сохраняем запись разговора
5
Проверяем дорожки и заливаем их в облачное хранилище
Гость
1
Договариваемся и высылаем инструкцию заранее
2
Предупреждаем, что нужно время для настройки оборудования
3
Советуем поставить рядом стакан воды. Для очной записи готовим воду для гостя
4
Напоминаем гостю, чтобы он выключил телефон и кондиционер, закрыл окно, снял издающие звуки украшения
5
Останавливаем и просим переговорить фразу, если было плохо слышно
6
Благодарим за запись. Поддерживаем общение после записи
Задание
Найдите место, где вы можете записывать подкаст

Составьте сценарий и напишите текст трейлера своего подкаста

Запишите и смонтируйте трейлер своего подкаста

Запишите пилотный выпуск своего подкаста