Подкасты для личного бренда
Выбор идеи и концепции
В этой главе поговорим об идее подкаста: как выбрать тему и найти формат, чтобы аудитории захотелось слушать ваш подкаст.
Будем разбираться, почему не стоит выбирать стратегию «занять пустующую нишу» и как «ключи интереса» помогут вашему подкасту обрести собственное уникальное звучание.
Идея
Идея — это то, о чем ваш подкаст. Если вы решили пройти этот курс, вероятно, вам уже приходила в голову идея для подкаста.
Вы могли формулировать ее приблизительно так: «Я хочу делать подкаст о теориях заговора» или «Я хочу рассказывать людям о том, как выращивать суккуленты».

Поиск идеи начинается с определения зоны ваших интересов и компетенций. Дело в том, что идею получится реализовать лишь при соблюдении двух условий: если выбрана конкретная тема (например, «суккуленты» или «теории заговора») и ведущий подкаста сможет говорить о ней как минимум 10 часов.


Посвятить столько времени одной теме, по моему опыту, позволяют две вещи: личный интерес и экспертиза. Если вам очень интересны теории заговора, вы, вероятно, сможете говорить о них долго.
Если вы — профессиональный садовод и специализируетесь на суккулентах, ваших экспертных знаний хватит для подробного разговора о том, как их выращивать.

Поэтому первое, что позволит вам нащупать идею для подкаста, — ответы на вопросы «В чем я разбираюсь?» и «Что мне интересно?».
Набрасывая идеи для шоу, думайте не только о своих экспертных знаниях и о темах, в которых вам было бы интересно разобраться (бухгалтерии, машиностроении, космических полетах и т.д.).

Попробуйте копнуть глубже и занести в этот список и экзистенциальные вопросы: что тревожит лично вас или волнует многих из вашего окружения (страхи, выгорание, синдром самозванца, дружба, старение).
Принципы работы студии и подкастера-одиночки различаются принципиально
Меня часто спрашивают, есть ли «золотые» незанятые ниши, куда стоит пойти прямо сейчас, чтобы гарантированно сделать успешный подкаст и заработать на нем денег.
Короткий ответ, который я даю всем начинающим независимым подкастерам: нет.

Незанятые ниши существуют, но стратегия «заполнить пустоту» очень рискованная, а гарантированно успешный подкаст создать не получится.
Чтобы сделать качественный подкаст, вам нужно вложить много сил, времени и ресурсов на его производство. Конкурентоспособный продукт (тот самый «гарантированно успешный подкаст») требует материальных вложений и регулярной продюсерской работы.

Целенаправленно занимать пустующую нишу имеет смысл, только если у вас есть клиент, понимание рынка и ресурсы (деньги и люди, которые будут этот подкаст делать). Обычно такая ситуация возможна, когда подкаст создается коллективом, то есть подкаст-студией.
Как определиться с идеей подкаста? Алгоритм
Скорее всего, у вас уже есть хотя бы примерное представление о том, что вы хотели бы обсуждать в подкасте. Если идеи пока нет или вы не можете ее сформулировать, вам поможет следующее упражнение.

Не поленитесь его выполнить, даже если у вас уже есть идея для подкаста: упражнение поможет придумать еще несколько классных идей или доработать первоначальную. Если эта идея по-прежнему вам будет нравиться больше всего, к ней всегда можно вернуться.
Сделайте три колонки и в них запишите:
В чем вы разбираетесь
Перечислите все сферы своей экспертизы, даже если вы точно не будете делать об этом подкаст.
Ваши хобби
Запишите все, чем вам нравится заниматься в свободное время. Добавьте к этому дела, от которых вы получаете удовольствие. Сюда же запишите, как вы прокрастинируете и на какой тип контента чаще всего отвлекаетесь.
Что заставляет вас испытывать сильные эмоции
Вам страшно или неловко, вы раздражены или расстроены, вас легко втянуть в спор об этом. Перечислите все, что приходит в голову. Добавьте в эту колонку темы, в которых вам хотелось бы начать разбираться.
Каждый пункт во всех колонках — это ваш «ключ интереса», то есть что-то, что соединяет вас и потенциальную тему подкаста. У вас должно получиться как минимум 10 таких «ключей».
Постарайтесь сформулировать из них хотя бы 5–10 идей для подкастов. Из получившегося списка выберите ту, которая вызывает в вас больший отклик. Коротко сформулируйте идею: должно получиться одно короткое (до 15 слов) предложение, объясняющее суть подкаста.
Примеры
Ключ-интерес: ментальное здоровье
Идея для подкаста: подкаст, в котором простым языком обсуждается психологическое здоровье со специалистами в этой области.

Подкаст: Мы не договорили
Ключ-интерес: постоянно спорю в интернете, окей или не окей отправлять голосовые сообщения
Идея для подкаста: подкаст о современном этикете с антропологами, социологами и экспертами в диджитал-сфере.

Подкаст: Извини, что голосовым
Как понять, что идея не очень?
Нежизнеспособную или недоработанную идею довольно просто определить.
Во-первых, такая идея звучит не очень.
Вы не можете быстро и четко ее сформулировать, а когда рассказываете ее другим, никто не понимает. Без примеров идея звучит слишком абстрактно и размыто.

Во-вторых, обратная связь не очень.
Вы рассказали о своей задумке друзьям и знакомым, а они не проявили энтузиазма. Вежливое «ок» не та реакция, которая должна вас удовлетворить.
Что сделать перед тем, как утвердить идею?
Когда вы определились с темой и проверили, что она понятна другим и звучит хорошо, стоит сделать ресерч.

Перед запуском подкаста очень важно посмотреть, что уже есть на рынке как на русском, так и на зарубежных языках. Это поможет отстроить ваш подкаст от других и сформулировать его уникальность.
К какой большой теме относится ваша идея? Какой контент по этой теме уже существует? Чего в этом поле никто еще не делал? Это те вопросы, которые помогут вам определить место вашего подкаста в мировой и локальной подкастной экосистеме.

Какие подкасты на эту и смежную темы уже есть? Погуглите «подкасты о...», посмотрите топ iTunes, послушайте подкасты из вашей категории, поищите конкурентов в подкаст-приложениях по ключевым словам — это те знания, которые помогут избежать случайных повторений и увидеть, в какую сторону вы могли бы развивать свой подкаст.
Формат
Как только вы сформулировали идею своего подкаста, наступает время ее воплощения. Другими словами, нужно сесть и подумать, какой формат позволит донести идею подкаста наиболее интересно.

Формат — это то, как ваш подкаст будут чаще всего описывать.
Подкаст-интервью, монолог, подкаст-медитация, групповая болтовня, расследование, аудиосериал — это все форматы.
Одну идею можно реализовать в разных форматах, и сначала будут приходить очевидные решения.

Например, вы хотите в подкасте рассказывать биографию человека. Банальное решение — расспросить его о жизненных событиях в хронологическом порядке.
Небанальное решение — спросить его о шести музыкальных пластинках, которые он взял бы с собой на необитаемый остров. За каждым выбором стоит история или воспоминание, которое покажет становление человека в профессии и жизни. Так сделали создатели подкаста Desert Island Discs.

Или, например, у вас есть детская стоматологическая клиника и вы хотите популяризировать значимость чистки зубов.
Банальное решение — интервьюировать стоматологов.
Небанальное решение — сделать детский подкаст с короткими сказками, каждая из которых длится ровно столько, сколько нужно чистить зубы. Такое решение нашли создатели подкаста Chompers.
Как только формат определен и вы примерно представляете, что будет в подкасте, можно планировать регулярность выхода эпизодов и хронометраж выпусков.
Регулярность и хронометраж
Чтобы определиться с регулярностью выхода подкаста, вам нужно понять свою занятость.
Если вы пять дней в неделю допоздна работаете в офисе, вам нужно заботиться о ребенке, бабушке и собаке, но вы все равно очень хотите делать подкаст, то не нужно себя заставлять выпускать эпизоды еженедельно.

Это будет неустойчивая система: вы заранее выбираете себе нереалистичный график, для соблюдения которого вам придется жертвовать своим отдыхом или сном. Скорее всего, в таком режиме вы очень быстро устанете и потеряете интерес к подкасту.
Поэтому для начала оцените максимально честно, сколько свободного времени у вас есть. Далее посчитайте, сколько часов у вас будет уходить на создание одного выпуска. Эту цифру лучше сразу умножить на два, а также протестировать правильность своих расчетов на нескольких эпизодах.

Как только вам понятны расход времени и количество потраченных на создание подкаста усилий, принимайте решение о графике выхода эпизодов.
Продолжительность эпизода также следует выбирать исходя из вашей занятости: готовить, записывать и монтировать длинные выпуски вы будете долго, поэтому подкаст с эпизодами на час сможете делать только в случае, если у вас регулярно есть время на подготовку и работу с таким длинным исходником.

Скорее всего, на более короткие подкасты найти время будет легче: если эпизод подкаста длится 10 минут, подготовка выпуска и монтаж потребуют гораздо меньше времени.
Ваша задача — увидеть ситуацию реально
Если вы понимаете, что у вас очень плотный график, но хотите делать еженедельный двухчасовой подкаст, придется или пренебречь монтажом (и публиковать сырую запись), или отдать монтаж на аутсорс и заплатить, или отложить все остальные дела и поставить подкаст в приоритет.
Стабильность и предсказуемость подкаста удерживают слушателей, потому что так легче сделать его частью их повседневной жизни. Дело в том, что прослушивание подкастов становится частью рутины: люди планируют свои дела с расчетом, что параллельно они будут слушать подкаст.
Определиться с идеей, форматом, регулярностью выхода подкаста и хронометражем выпусков следует до запуска.

У слушателей не будет возможности привыкнуть к подкасту, если что-то постоянно меняется: в одном выпуске интервью, во втором монолог; подкаст выходит то в понедельник, то в пятницу; то один, то два раза в неделю.

К хронометражу выпусков это тоже относится: старайтесь выпускать эпизоды регулярно, в одно и то же время, с разницей по продолжительности эпизодов не более пяти минут.