Как презентовать результаты изменений Лидеру
Принципы хорошей презентации
В этом уроке мы займёмся подготовкой презентации: пройдем шаги поиска цели, написания структуры и придумывания истории.
Начать
Любая презентация должна начинается с вопросов самому себе.
Самую важную часть можно сделать в блокноте, даже не включая компьютер. Сначала нужно выбрать тему, определить цель, распределить аргументы в нужном порядке. И только после можно открывать программу и начинать искать картинки для презентации.

Артём Кузнецов
Преподаватель урока
Большая ошибка — начинать с поиска картинок и графики. Так создаются плохие презентации с рыхлой структурой и без цели.

Если времени мало, картинки можно вообще не искать. Черный текст на белом фоне смотрится вполне достойно, если он осмысленный и помогает доносить мысль.
  • Понравилось делать крутые презентации?
    Мы в TKAcademy подготовили новый курс про презентации, где расскажем про все самые главные правила создания хороших презентаций: как строить структуру презентации, где искать персонажей для презентации, как убеждать зрителя с помощью текста, каким образом ускорить процесс создания презентации и многое другое. Курс содержит много уникальных авторских материалов, а также несколько живых мастер-классов.
1. Сформулируйте тему
Трудно слушать собеседника, который перескакивает с одного на другое, поэтому у презентации должна быть только одна тема. Иначе получится долгий рассказ ни о чем. Тема должна быть достаточно узкой, чтобы в конце предложить решение проблемы. Сужайте тему до тех пор, пока презентацию нельзя будет изложить в десяти коротких пунктах.

Определить хорошую тему легко — она сама подсказывает структуру выступления.
Широкая тема
— мысль скачет

Публичные выступления
Что такое публичные выступления
Когда мы выступаем публично
Как подготовиться
Как работать с аудиторией
Узкая тема
— рассказ льется

Как справиться со страхом публичных выступлений
Почему мы боимся
Как перестать бояться
Что делать, если выступаешь впервые
2. Определите цель
Хорошая презентация меняет сложившуюся картину мира. Например, люди начинают бережнее относиться к окружающей среде или бегут за новым смартфоном. Цель не обязательно должна быть амбициозной, главное — конкретной.

Хорошая цель презентации начинается с вопроса: что я хочу изменить в поведении слушателей.
Абстрактная цель

Хорошо выступить
Продать товар
Показать, что товар хорош
Конкретная цель

Убедить, что новая модель потребляет на 20% бензина меньше
Доказать, что продажи падают, но это нормально
Убедить хозяев водить своих животных на ежегодную вакцинацию
Когда у выступления есть цель, становишься точным в поведении и содержании. Это как в жизни: когда знаешь, зачем, то делаешь четко, как надо, даже через сложности.

Чтобы сформулировать цель презентации, продолжите фразу: я хочу чтобы…Опишите, что должно произойти со слушателями в результате вашего выступления: что они сделают, куда пойдут, о чем изменят мнение, что купят. Чем конкретнее, детальнее будет формулировка, тем более точные аргументы вы сможете подобрать и тем выше ваши шансы попасть в цель.

Если вы собираетесь говорить со сцены, сформулируйте цель. Она поможет определиться, зачем это нужно вам и чего вы хотите от слушателей. Мы в IGRO называем это «совершить речевой поступок».

А если вы собираетесь просто «доложить» или «проинформировать», используйте мессенджер или почту. Результат тот же, а время и силы (свои и аудитории) сбережете.
— Ирина Шнейдер, тренер по публичным выступлениям Речевой тренинговой компании IGRO
3. Продумайте сценарий
Цель презентации — это то, что вы хотите изменить в голове слушателя, а сценарий — это то, как вы к придете к этим изменениям.

Представьте, что вы сочиняете историю. Слушателя надо заинтриговать, придумать интересного героя, провести его через трудности к успешному финалу. Это и есть базовая структура любого текста и презентации. На такой структуре держатся сказки, сценарии фильмов и реклама продуктов:
1
Ввести в курс дела
С первого слайда зритель должен понимать, что именно он сейчас получит или узнает. Лучше обойтись без креатива, и на обложке или первом слайде прямо указать, что будет дальше.
Как тратить зарплату, чтобы на все хватало
2
Заинтриговать
Создайте мотивацию, чтобы человек не ушел со второго слайда. Объясните пользу от презентации или создайте напряжение.
Польза: вы узнаете, как экономить 20% зарплаты, не отказывая себе ни в чем
Интрига: 9 из 10 человек не знают, куда уходят 20% зарплаты
3
Тезис
Это основной мотив презентации, то, чему вы хотите научить людей.
4
Антитезис
Показывайте обратную сторону медали. Это вызывает доверие и предостерегает от проблем, с которыми человек может столкнуться на практике.
Экономить трудно, потому что вокруг много соблазнов. Если вы сорвались — не страшно. Просто продолжайте.
5
Заключение
Плохая презентация заканчивается словами «это всё». В завершении дайте краткое резюме или вывод. После вашего выступления человек должен понимать, что он может сделать прямо сейчас.
Теперь вы знаете три закона экономии. Попробуйте любой из них сегодня в магазине.
Чтобы подготовить сценарий, можно использовать ментальные карты. Для их создания существует множество сервисов, например, MindMeister и Xmind.

Ментальные карты помогут визуализировать все ваши идеи и связи между ними. Так вы увидите презентацию целиком, поймете, где не хватает аргументов, а где история пошла не в ту сторону. После этого делать отдельные слайды будет проще.
4. Покажите примеры
Меньше теории — больше жизни. Показывайте, как работает ваш продукт и как им пользуются люди. Посмотрите, как это делают на Кикстартере.

Реальные истории людей, скриншоты программ и живые фотографии продукта смотрятся убедительнее, чем сухой текст и фотографии с фотостоков.
5. Чередуйте слайды
Презентация — как текст. Если текст состоит из предложений одинаковой длины и одного вида, читать будет скучно. Нет ритма. Поэтому чередуйте текстовые слайды и слайды с изображениями, добавляйте графики. Иногда можно и пошутить.
В презентации должен быть баланс. 80 слайдов из лаконичного текста — визуально скучно. Утомляет. 80 креативных слайдов — обратная ситуация — взорвётся мозг от креативности. Стоит мыслить категориями голливудского кино: никто не снимает весь фильм из одних лишь «говорящих голов в кадре». Даже у Тарантино, который мастер именно разговорных фильмов, полно других сцен.
— Алексей Бурба, специалист по презентациям
6. Скажите, что делать дальше
Плохое выступление заканчивается так: «Это все, теперь вопросы». Так вы оставляете слушателя наедине с его мыслями.

Хорошая презентация дает четкую инструкцию, что делать дальше. Это не обязательно призыв к действию. В конце можно еще раз пройтись по выводам, подчеркнуть основной тезис или сказать, где взять дополнительную информацию.

Заканчивайте инструкцией или выводом.
Последний слайд презентации Алексея Иванова «Как стать супергероем презентаций»
Самые частые ошибки выступающих
Говорить о себе
Кажется, что чем больше выставить наград, тем весомее будет презентация.
Но это не так — сплошные регалии и достижения только утомляют. Расскажите о себе ровно столько, чтобы люди поняли, почему вам можно доверять.

Навязчивость
Чтобы привлечь внимание, в ход идут пошлые картинки и мемы.
Да, смешные картинки и коты привлекают, но то ли это внимание, которое вам нужно? Лучше будьте конкретны: цифры, графики и изображения продукта привлекают не меньше и к тому же точнее раскрывают тему. Если работаете на сцене, возьмите с собой что-то интересное. Например, Стив Джобс как-то вынес на сцену конверт, в котором оказался Macbook Air.

«Я хочу вас развлечь»
Дальше обычно идет забавная история и шутки. Но это тупо и не работает на тему.
Лучше пообещайте аудитории что-то весомое, расскажите, какие новые знания и умения они получат к концу выступления. После такого обещания люди станут внимательнее, потому что им действительно хочется получить обещанное.
7. Меньше цветов
В презентации должно быть 1−2 основных цвета. Например, для фона, текста и иконок. Соблюдайте выбранную последовательность и не меняйте цвета без необходимости. Самостоятельно выбрать цвета достаточно сложно, особенно, если вы не дизайнер. Если вы делаете корпоративную презентацию, используйте фирменные цвета.

Если фирменных цветов нет, воспользуйтесь сайтами по подбору цветов. Там представлены готовые сочетания, на которые приятно смотреть.
Удачные образцы цветов на сайте https://flatuicolors.com/
8. Больше контрастов
Белый на голубом может приятно смотреться на вашем компьютере с экраном Retina. Но если придется показывать презентацию через проектор, текст читаться не будет. Поэтому используйте контрастные цвета. Самый большой контраст: черный и белый. Остальные можно проверить с помощью сервиса проверки контрастности.
Кстати, белый контрастнее по отношению к красному, чем черный
9. Меньше шрифтов
Для создания презентации вполне достаточно одного шрифта. Возьмите современный шрифт без засечек: Open Sans, Roboto, PT Sans (эти шрифты можно использовать бесплатно). Это простые шрифты, которые легко читать.

Проверить это просто: отойдите от экрана и попробуйте прочитать заголовок. Если читать легко — вы угадали. Акценты можно делать, меняя насыщенность шрифта.
20% усилий дают 80% результата
10. Тексты короче
Один слайд — одна мысль!
Такой слайд легко прочитать и запомнить. Если вы выступаете публично, он будет поддерживать внимание аудитории. Сколько именно текст будет на слайде, зависит от размера аудитории.

Если человек читает презентацию на экране, абзац текста его не испугает. Если вы выступаете перед аудиторией в сто человек, читать больше десяти слов на слайде будет уже трудно.
В аудитории читать больше десяти слов на слайде будет трудно
11. Рассчитайте сколько слайдов должно быть
Простое правило, которое можно взять за основу при создании презентаций — один слайд в минуту. Если ваше выступление рассчитано на 30 минут, то оптимальное количество слайдов тоже 30!
12. Подружите слайды
В презентации все элементы должны дружить, то есть быть однотипными. Тогда она воспринимается легко, потому что оправдывает ожидания.

Сделайте несколько шаблонов для каждого типа слайдов: слайд с текстом, с изображением, графиком. Дальше просто дублируйте слайды и изменяйте только текст и изображения.

Презентация, где однотипные элементы занимают одно и то же место на каждом слайде, выглядит аккуратно.
Главное
Что же влияет на качество презентации?
То, как сформулирована тема презентации и насколько правильно подобрана цель
Формат истории, её персонажи. Сценарий презентации
Инструменты, с помощью которых доносятся мысли: примеры, выводы, визуальные приёмы
Дизайн презентации и его следования правилам графического дизайна: цвета, шрифты, композиция
Простота. Минимальное количество элементов, влияющих на восприятие
Структура: оптимальная длина презентации и логическая последовательность слайдов
Конец урока
Мы разобрали классические проблемы большинства презентаций и обсудили как их можно избежать. Следующий шаг — научиться правильно строить логику повествования внутри слайдов.